МБДОУ №36 г. Салавата
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида №36" городского округа город Салават Республики Башкортостан

Основная Образовательная программа МБДОУ № 36 г. Салавата

19 апреля, 2017

Краткая презентация
образовательной программы дошкольного образования
(в соответствии с требованиями ФГОС ДО)

Образовательная программа МБДОУ № 36 г. Салавата разработана с учетом настоящей 
Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобренной 
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, 
протокол от 20 мая 2015г. № 2/15), составленной в соответствии с Федеральным законом 
«Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным 
образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО, Стандарт). 
Программа ориентирована на родителей и доступна для ознакомления.
Возрастные и иные категории детей:
Образовательная программа МБДОУ № 36 г. Салавата ориентирована на детей в возрасте 
от 1,6 до 7 лет и предусматривает обеспечение условий укрепления нравственного, 
физического и психологического здоровья, эмоционального благополучия воспитанника 
с учетом его индивидуальных особенностей.
Используемые программы:
МБДОУ № 36 г. Салавата использует в образовательной работе комплексную примерную 
основную образовательную программу «От рождения до школы» под редакцией 
Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой и ряд развивающих парциальных 
программ и педагогических технологий.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками 
образовательных отношений.
Обязательная часть Программы разработана на основе примерной общеобразовательной 
программы дошкольного образования «От рождения до школы». Инновационная программа 
дошкольного образования. /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. 
Объем обязательной части Программы составляет 60% от ее общего объема. 
На часть программы, формируемой участниками образовательных отношений
отведено 40% от общего объема ООП ДО.
Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, разработана с учетом следующих парциальных программ.
Федеральный компонент: • "Развитие речи детей дошкольного возраста" О.С. Ушакова • "Физическое воспитание дошкольников" Л.Д. Глазырина • "Обучение дошкольников грамоте" Л.Е. Журова • "Цветные ладошки" авт. И.А. Лыкова Национально-региональный компонент: • "Я - Башкортостанец" Р.Л. Агишева • "Программа по декоративной деятельности детей дошкольного возраста на основе башкирского народного декоративно-прикладного искусства" А.В. Молчева • "Земля отцов" Р.Х. Гасанова • "Я познаю Башкортостан" Р.Л. Агишева Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, Э.М. Дорофеевой -
Издание пятое (инновационное), исп. и доп. М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2019
И.А. Лыкова Парциональная образовательная программа для детей дошкольного возраста
"Мир без опасности", издательский дом "Цветной мир", 2017
О.В. Дыбина Ознакомление с предметным и
социальным окружением. Младшая группа. – М.: МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2014. – 80 с.
О.В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. Н.Ф. Губанова Развитие игровой деятельности: исп. и доп. — М.: вторая группа раннего возраста. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 128 с. Н.Ф. Губанова Развитие игровой деятельности: младшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Н.Ф. Губанова Развитие игровой деятельности: Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 160 с. В.И. Петрова, Т.Д. Стульник Этические беседы с дошкольниками. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2015. – 80 с. Р.С. Буре Социально-нравственное воспитание Для занятий с детьми 3-7 лет. – 2017 М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 80с. И.Ю. Бордачева Безопасность на дороге. Наглядно-дидактическое пособие «Дорожные знаки» для занятий с детьми 4-7 лет. 2014г.
Л.В. Куцакова Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3 - 7 лет – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015– 128с. Н.П. Гришаева Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н.П. Гришаева. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 184 с. И.А. Лыкова Детская безопасность. Вторая младшая группа.— М.: Цветной мир, 2017. И.А. Лыкова Детская безопасность. Средняя группа. — М.: Цветной мир, 2017. И.А. Лыкова Детская безопасность. Старшая группа. — М.: Цветной мир, 2017. И.А. Лыкова Детская безопасность. Подготовительная к школе группа. — М.: Цветной мир, 2017 Образовательная область: познавательное развитие: «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" Под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой -М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.– М.: программа дошкольного МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 64 с. О.А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду. Вторая группа раннего возраста М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2015 О.А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 64 с. 2014. – 368 с. О.А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа. – М.: Программа «Феникс». МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 96 с. И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений: дошкольников /А. В. Подготовительная к школе группа, - М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014 И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Р.Х. Гасанова Земля отцов. - Уфа, 2016. – 80 с. И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа, - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 64 с. И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений: Младшая группа, - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 64 с. С.Н. Теплюк Игры-занятий на прогулке с малышами: Для занятий с детьми 2-4 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 176 с. Е.Е. Крашенинников, О.Л. Холодова Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 80 с. О.А. Шиян Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2013. – 112 с. Методические рекомендации учебно- методического комплекса "Феникс" А.В. Кузин, Н.В. Коновалов, Н.С. Скаржинский. – М.: ООО «ФИНТРЕКС», 2017. Образовательная область: речевое развитие "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: Мозаика-Синтез, 2015. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 112 с. В.В. Гербова Развитие речи в детском саду.– 3-е Младшая группа. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, изд., испр. и доп. - М.: 2016. – 96 с. МОЗАИКА-СИНТЕЗ В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. 2014. – 368 с. Средняя группа. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, О.С. Ушакова Программа развития речи в детском саду. Старшая группа.
– М.: ТЦ 2016. – 144 с. Сфера, 2017
В.В. Гербова В.В. Наглядно-дидактическое пособие «Правильно или неправильно». Для занятий с детьми 2-4 лет, 2014. В.В. Гербова Наглядно-дидактическое пособие «Развитие речи в детском саду». Для занятий с детьми 4-6 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. В.В. Гербова Наглядно-дидактическое пособие «Развитие речи в детском саду». Для занятий с детьми 2-3 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. В.В. Гербова Наглядно-дидактическое пособие «Развитие речи в детском саду». Для занятий с детьми 3-4 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. Л.Н. Гасанова, Р.Х. Гасанова Речевое развитие детей дошкольного возраста: Методические рекомендации. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2016. – 44 с. Развитие речи детей 3-5 лет/ под ред. О.С. Ушаковой – М.: ТЦ Сфера, 2017. Развитие речи детей 5-7 лет/ под ред. О.С. Ушаковой – М.: ТЦ Сфера, 2017 Образовательная область: художественно-эстетическое развитие: "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" Примерная общеобразовательная
программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой - 3-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014
Т.С.Комарова. Развитие художественных
способностей дошкольников. Монография.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. – 144 с.
Т.С.Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду: Младшая группа. М.: /Под ред. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 112 с. Т.С.Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду: Средняя группа. М. – 3-е МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 96 с. Л.В. Куцакова Конструирование из строительного материала: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Л.В. Куцакова Конструирование из строительного материала: Старшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 64 с. Л.В. Куцакова Конструирование из строительного материала: Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 80 с. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М.: Цветной мир, 2014. И.А. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Уч. метод. 2019. пособие. – М.: Цветной мир, 2014. И.А. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Уч. метод. пособие. – М.: Цветной мир, 2014. И.А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М.: Цветной мир, 2014. Образовательная область: физическое развитие: "ОТ РОЖДЕНИЕ ДО ШКОЛЫ" Примерная общеобразовательная
программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,
М.А. Васильевой - 3-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ 2014
Л.И. Пензулаева Физкультурные занятия в детском саду. м
ладшая группа. – М.:
Л.И. Пензулаева Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика - /Под ред. Синтез, 2015. – 112 с. Л.И. Пензулаева Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа – М.: Мозаика – 3-е Синтез, 2015. – 128 с. Л.И. Пензулаева Физкультурные занятия в детском саду – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 112 с. Л.И. Пензулаева Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 128 с. М.М. Борисова Малоподвижные игры и игровые упражнения: Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 48 с. Э.Я. Степаненкова Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет / авт.-сост. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 144 с. Программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в возрасте от 1,5 до 7 лет в различных видах общения и деятельности с учетом возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей детей. Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Отношения МБДОУ № 36 г. Салавата с родителями (законными представителями) определяются договором о сотрудничестве, который заключается при приеме ребенка в ДОО. Взаимодействие с семьями воспитанников строится на основании сотрудничества, взаимопонимания; установлении партнерских отношений, объединении усилий для развития, создания атмосферы общности интересов, активизации и обогащении воспитательных умений родителей. При этом решаются приоритетные задачи: -Изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка (с учетом единства требований). -Повышение компетентности и осуществление поддержки родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, развития и образования детей, охраны и укрепления их здоровья. -Создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности, в жизни ДОО. Цели и задачи партнерства с родителями (законными представителями). Семья является институтом первичной социализации и образования, который оказывает большое влияние на развитие ребенка в раннем и дошкольном возрасте. Поэтому педагоги учитывают в своей работе такие факторы, как условия жизни в семье, состав семьи, ее ценности и традиции, а также уважают и признают способности и достижения родителей (законных представителей) в деле воспитания и развития их детей. Тесное сотрудничество с семьей делает успешной работу ДОО. Только в диалоге обе стороны могут узнать, как ребенок ведет себя в другой жизненной среде. Обмен информацией о ребенке является основой для воспитательного партнерства между родителями (законными представителями) и воспитателями, то есть для открытого, доверительного и интенсивного сотрудничества обеих сторон в общем деле образования и воспитания детей. Взаимодействие с семьей в духе партнерства в деле образования и воспитания детей является предпосылкой для обеспечения их полноценного развития. Партнерство означает, что отношения обеих сторон строятся на основе совместной ответственности за воспитание детей. Кроме того, понятие «партнерство» подразумевает, что семья и детский сад равноправны, преследуют одни и те же цели и сотрудничают для их достижения. Согласие партнеров с общими целями и методами воспитания и сотрудничество в их достижении позволяют объединить усилия и обеспечить преемственность и взаимодополняемость в семейном и внесемейном образовании. Особенно важен диалог между педагогом и семьей в случае наличия у ребенка отклонений в поведении или каких-либо проблем в развитии. Диалог позволяет совместно анализировать поведение или проблемы ребенка, выяснять причины проблем и искать подходящие возможности их решения. В диалоге проходит консультирование родителей (законных представителей) по поводу лучшей стратегии в образовании и воспитании, согласование мер, которые могут быть предприняты со стороны Организации и семьи. Педагоги поддерживают семью в деле развития ребенка и при необходимости привлекают других специалистов и службы (консультации психолога, логопеда, ст.медсестры и др.). Таким образом, ДОО занимается профилактикой и борется с возникновением отклонений в развитии детей на ранних стадиях развития. Уважение, сопереживание и искренность являются важными позициями, способствующими позитивному проведению диалога. Диалог с родителями (законными представителями) необходим также для планирования педагогической работы. Знание педагогами семейного уклада доверенных им детей позволяет эффективнее решать образовательные задачи, передавая детям дополнительный опыт. Педагоги, в свою очередь, также делятся информацией с родителями (законными представителями) о своей работе и о поведении детей во время пребывания в ДОО. Родители (законные представители), как правило, хотят знать о возможностях сотрудничества, способствующего адаптации ребенка, его развитию, эффективному использованию предлагаемых форм образовательной работы. В этом случае ситуативное взаимодействие способно стать настоящим образовательным партнерством. ДОО может предложить родителям (законным представителям) активно участвовать в образовательной работе и в отдельных занятиях. Родители (законные представители) могут привнести в жизнь ДОО или группы свои особые умения, пригласить детей к себе на работу, поставить для них спектакль, организовать совместное посещение музея, театра, помочь с уборкой территории и вывозом мусора, сопровождать группу детей во время экскурсий и т. п. Разнообразные возможности для привлечения родителей (законных представителей) предоставляет проектная работа. Родители (законные представители) принимают участие в планировании и подготовке проектов, праздников, экскурсий и т. д. Важной стороной образовательного процесса нашей дошкольной организации МБДОУ № 36 г. Салавата является взаимодействие педагогов с родителями воспитанников, которые, с одной стороны, являются непосредственными заказчиками образовательных услуг, с другой - обладают определенным педагогическим потенциалом и способны обогащать воспитательно - образовательный процесс положительным семейным опытом. Педагогический коллектив строит свою работу по воспитанию и развитию детей в тесном контакте с семьей. С целью включения родителей в образовательный процесс проводятся традиционные совместные мероприятия, на которых родители имеют возможность познакомиться с успехами своего ребенка, быть активными ее участниками. Ведущие цели взаимодействия ДОО с семьей - создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. Сотрудники признают семью как жизненно необходимую среду дошкольника, определяющую путь развития его личности. Задача коллектива - установить партнерские отношения, объединить усилия для развития, создать атмосферу общности интересов, активизировать и обогащать воспитательные умения родителей. Пространство семьи: - занятия с ребенком по собственной инициативе; - досуги, организуемые вне стен организации; - организация среды для свободной жизнедеятельности; - помощь организации. Единое образовательное пространство ДОО: - родительские собрания; - родительские гостиные; - совместная деятельность на основе метода проектов; - индивидуальное консультирование; - медико-психологическое и социально-педагогическое со-провождение; - индивидуально-коррекционная работа; - досуговая деятельность; - интеграция продуктов творчества детей и взрослых в социальный контекст ДОО. Способы и формы взаимодействия с семьей Участие родителей - в проведении мониторинговых исследований, анкетирование, социологический опрос - родительская «Почта доверия» - участие в субботниках по благоустройству территории - помощь в создании и пополнении развивающей предметно-пространственной среды, обновлению костюмов, атрибутов для театрализованной деятельности детей.  - наглядная информация (стенды, папки-передвижки, семейные и групповые фотоальбомы) - фоторепортажи «Из жизни группы» - консультации, семинары, семинары-практикумы, конференции - распространение опыта семейного воспитания - родительские собрания - информационные брошюры, буклеты, листовки, плакаты, презентации, пособия. В воспитательно-образовательном процессе ДОО, направленном на установление сотрудничества и партнерских отношений с целью вовлечения родителей в единое образовательное пространство Дни открытых дверей, дни здоровья, совместные праздники, развлечения. Участие в творческих выставках, смотрах-конкурсах Мероприятия с родителями в рамках проектной деятельности Работа с социально-неблагополучными семьями В МБДОУ № 36 г. Салавата данная работа осуществляется в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», приказом Минобразования РФ № 636 от 22.10. 1999 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации», и договором с Учредителем. С детьми из этих семей проводятся следующие мероприятия: • диагностика психического развития; • коррекция отклонений в эмоционально-познавательном развитии; • общеразвивающие занятия и мероприятия в соответствии с программой обучения воспитания в ДОО. С родителями социально - неблагополучных семей проводятся следующие мероприятия: • посещение семей, с целью выявления условий жизни детей; • анкетирование; • мониторинг детско-родительских отношений; • беседы с родителями на темы детско-родительских отношений; • консультации специалистов по вопросам воспитания детей; • вовлечение родителей в педагогический процесс ДОО, через выполнение поручений и заданий педагогов и родительского совета. Информация о работе с детьми, находящимися в тяжелой жизненной ситуации, поступает в городской отдел опеки и попечительства ГО г.Салавата Республики Башкортостан. Основными принципами сотрудничества являются: 1. Установление интересов каждого из партнера. 2. Совместное формирование целей и задач деятельности в интересах гармоничного развития ребенка. 3. Осознание своей роли, статуса в обществе, оценка своих возможностей по решению проблем. 4. Выработка четких правил действий в процессе сотрудничества. 5. Значимость социального партнерства для каждой из сторон. Приоритетным направлением сотрудничества является: - создание условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; - сохранение и укрепление здоровья детей, - формирование основ базовой культуры личности, творческого потенциала воспитанников; - подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Основные формы организации социального партнерства: Совместные мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья, формирования здорового образа жизни: спортивные праздники, участие в городских конкурсах по изучению ПДД и профилактике ДДТТ. Коллективно-творческие мероприятия: участие в выставках детского творчества, в различных конкурсах. Информационно-просветительские мероприятия: проведение мероприятий с родителями с привлечением специалистов ОГИБДД, культуры, здравоохранения, трансляция положительного имиджа ДОО через средства массовой информации. Взаимодействие с социальными партнерами создает благоприятные возможности для обогащения деятельности в ДОО, расширяет спектр возможностей по осуществлению сотрудничества с социокультурными учреждениями в рамках разностороннего развития воспитанников.

Основная Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ № 36 г. Салавата

Дополнения и изменения к образовательной программе МБДОУ № 36 г. Салавата

Изменения и дополнения в Основную Образовательную программу дошкольного образования МБДОУ № 36 г. Салавата 

Изменения и дополнения в основную образовательную программу дошкольного образования на 2022 — 2023 учебный год

Письмо 19-13489 от 03.08.2015 г.

На основании письма МО РБ 19-13/489 от 03.08.2015 года рабочие программы в ДОО по образовательным дисциплинам не разрабатываются.