МБДОУ №36 г. Салавата
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида №36" городского округа город Салават Республики Башкортостан

Основная Образовательная программа МБДОУ № 36 г. Салавата

Апрель 19th, 2017

 Краткая презентация
образовательной программы дошкольного образования
МБДОУ № 36 г. Салавата
(в соответствии с требованиями ФГОС ДО)

Образовательная программа МБДОУ №36 г. Салавата разработана с учетом настоящей Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 20 мая 2015г. № 2/15), составленной в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее — ФГОС ДО, Стандарт). Программа ориентирована на родителей и доступна для ознакомления.

Возрастные и иные категории детей

Образовательная программа МБДОУ № 36г. Салавата ориентирована на детей в возрасте от 1,6 до 7 лет и предусматривает обеспечение условий укрепления нравственного, физического и психологического здоровья, эмоционального благополучия воспитанника с учетом его индивидуальных особенностей.

Используемые программы
МБДОУ № 36 г. Салавата использует в образовательной работе комплексную примерную основную образовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой и ряд развивающих парциальных программ и педагогических технологий:
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть Программы разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), исп. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
Объем обязательной части Программы составляет 60% от ее общего объема.

На часть программы, формируемой участниками образовательных отношений отведено 40% от общего объема ООП ДО.
Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, разработана с учетом следующих парциальных программ:
Федеральный компонент:
• «Развитие речи детей дошкольного возраста» О.С. Ушакова
• «Физическое воспитание дошкольников» Л.Д. Глазырина
• «Обучение дошкольников грамоте» Л.Е. Журова
• «Цветные ладошки» авт. Лыкова
Национально-региональный компонент:
• «Я — Башкортостанец» Р.Л. Агишева
• «Программа по декоративной деятельности детей дошкольного возраста на основе башкирского народного декоративно-прикладного искусства» А.В. Молчева
• «Земля отцов» Р.Х. Гасанова
• «Я познаю Башкортостан» Р.Л. Агишева

Образовательная Перечень программ Парциальные программы, технологии, пособия
область

Социально- «От рождения до школы». Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и
коммуникативное Инновационная социальным окружением. Младшая группа. –
развитие программа дошкольного М.: МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2014. – 80 с.
образования. / Под ред. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и
Н. Е. Вераксы, Т. С. социальным окружением. Подготовительная к
Комаровой, Э. М. школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
Дорофеевой. — Издание – 80 с.
пятое (инновационное), Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности:
исп. и доп. — М.: вторая группа раннего возраста. – М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 128 с.
2019 Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности:
младшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,
Лыкова И.А. 2016. – 144 с.
Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности:
Парциальная Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,
образовательная 2015. – 160 с.
программа для детей Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы
дошкольного возраста с дошкольниками. Для занятий с детьми 4-7
«МИР БЕЗ лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 80 с.
ОПАСНОСТИ», Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание
издательский дом дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. –
«Цветной мир», 2017 М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 80 с.
Гасанова Р.Х. Земля Бордачева И.Ю. Безопасность на дороге.
Наглядно-дидактическое пособие «Дорожные
отцов. – Уфа,2009 знаки» для занятий с детьми 4-7 лет. 2014г.

144

Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском

саду. Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 128 с.
Гришаева Н.П. Современные технологии
эффективной социализации ребенка в
дошкольной образовательной организации:
методическое пособие / Н.П.Гришаева. – М.:
Вентана-Граф, 2015. – 184 с.

Лыкова И.А. Детская безопасность. Вторая
младшая группа.— М.: Цветной мир, 2017.
Лыкова И.А. Детская безопасность. Средняя
группа. — М.: Цветной мир, 2017.
Лыкова И.А. Детская безопасность.
Старшая группа. — М.: Цветной мир, 2017.
Лыкова И.А. Детская безопас-
ность. Подготовительная к школе
группа. — М.: Цветной мир, 2017
Познавательное «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО Веракса Н.Е, Веракса А.Н. Проектная
развитие ШКОЛЫ. Примерная деятельность дошкольников. Пособие для
общеобразовательная педагогов дошкольных учреждений.– М.:
программа дошкольного МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 64 с.
образования» Соломенникова О.А. Ознакомление с природой
Под ред. в детском саду: Вторая группа раннего
Н.Е.Вераксы, возраста группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,
Т.С.Комаровой, 2015. – 64 с.
М.А.Васильевой. – 3-е Соломенникова О.А. Ознакомление с природой
изд., испр. и доп. — М.: в детском саду: Младшая группа. – М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 64 с.
2014. – 368 с. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой
в детском саду: Средняя группа. – М.:
Программа «Феникс». МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 96 с.
Помораева И.А., Позина В.А. Формирование
Шахматы для элементарных математических представлений:
дошкольников / А. В. Подготовительная к школе группа, — М.:
Кузин, Н. В. Коновалов, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 176 с.
Н. С. Скаржинский. – Помораева И.А., Позина В.А. Формирование
М.: Линка-Пресс, 2017. элементарных математических представлений:
Старшая группа. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,
Гасанова Р.Х. Земля 2016. – 80 с.
Помораева И.А., Позина В.А. Формирование
отцов. – Уфа,2009 элементарных математических представлений:
Средняя группа, — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,
2016. – 64 с.
Помораева И.А., Позина В.А. Формирование
элементарных математических представлений:
Младшая группа, — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,
2016. – 64 с.
Теплюк С.Н. Игры-занятий на прогулке с
малышами: Для занятий с детьми 2-4 лет. – М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 176 с.
Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие
познавательных способностей дошкольников.

145

Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 80 с.
Шиян О.А. Развитие творческого мышления.
Работаем по сказке. – М.: МОЗАИКА-
СИНТЕЗ, 2013. – 112 с.
Методические рекомендации учебно-
методического комплекса «Феникс»
А.В. Кузин, Н.В. Коновалов, Н.С.
Скаржинский. – М.: ООО «ФИНТРЕКС»,
2017.
Речевое развитие «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО Гербова В.В. Занятия по развитию речи во
ШКОЛЫ. Примерная второй младшей группе. Планы и конспекты
общеобразовательная занятий.
программа дошкольного М.: Мозаика-Синтез, 2015.
образования» (пилотный Гербова В.В. Развитие речи в детском саду.
вариант) / Под ред. Вторая группа раннего возраста. – М.:
Н.Е.Вераксы, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 112 с.
Т.С.Комаровой, Гербова В.В. Развитие речи в детском саду.
М.А.Васильевой. – 3-е Младшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,
изд., испр. и доп. — М.: 2016. – 96 с.
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Гербова В.В. Развитие речи в детском саду.
2014. – 368 с. Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,
Ушакова О.С. Программа 2016. – 80 с.
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду.
развития речи Старшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,
дошкольников. – М.: ТЦ 2016. – 144 с.
Сфера, 2017 Гербова В.В. Наглядно-дидактическое пособие
«Правильно или неправильно». Для занятий с
детьми 2-4 лет, 2014.
Гербова В.В. Наглядно-дидактическое пособие
«Развитие речи в детском саду». Для занятий с
детьми 4-6 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
Гербова В.В. Наглядно-дидактическое пособие
«Развитие речи в детском саду». Для занятий с
детьми 2-3 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
Гербова В.В. Наглядно-дидактическое пособие
«Развитие речи в детском саду». Для занятий с
детьми 3-4 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
Гасанова Л.Н., Гасанова Р.Х. Речевое
развитие детей дошкольного возраста:
Методические рекомендации. – Уфа:
Издательство ИРО РБ, 2016. – 44 с.
Развитие речи детей 3-5 лет/ под ред.
Ушаковой О.С. – М.: ТЦ Сфера, 2017.
Развитие речи детей 5-7 лет/ под ред.
Ушаковой О.С. – М.: ТЦ Сфера, 2017
Художественно- «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО Т.С.Комарова. Развитие художественных
эстетическое ШКОЛЫ. Примерная способностей дошкольников. Монография.-
развитие общеобразовательная М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. – 144 с.
программа дошкольного Т.С.Комарова. Изобразительная деятельность в
образования» (пилотный детском саду: Младшая группа. М.:
вариант) / Под ред. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 112 с.
Н.Е.Вераксы, Т.С.Комарова. Изобразительная деятельность
Т.С.Комаровой, в детском саду: Средняя группа. М.:

146

М.А.Васильевой. – 3-е МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 96 с.
изд., испр. и доп. — М.: Куцакова Л.В. Конструирование из
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, строительного материала: Подготовительная к
2014. – 368 с. школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,
Лыкова И.А. «Цветные 2015. – 64 с.
ладошки». Парциальная Куцакова Л.В. Конструирование из
программа строительного материала: Старшая группа. –
художественно- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 64 с.
эстетического развития Куцакова Л.В. Конструирование из
детей 2–7 лет в строительного материала: Средняя группа. –
изобразительной М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 80 с.
деятельности Лыкова И.А. Изобразительная деятельность
(формирование в детском саду. Вторая младшая группа. Уч.-
эстетического метод. пособие. – М.: Цветной мир, 2014.
отношения к миру). – Лыкова И.А. Изобразительная деятельность
М.: ИД «Цветной мир», в детском саду. Средняя группа. Уч. метод.
2019. пособие. – М.: Цветной мир, 2014.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность
в детском саду. Старшая группа. Уч. метод.
пособие. – М.: Цветной мир, 2014.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность
в детском саду. Подготовительная к школе
группа. – М.: Цветной мир, 2014.
Физическое «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в
развитие ШКОЛЫ. Примерная детском саду. Младшая группа. – М.:
общеобразовательная Мозаика-Синтез, 2014. – 80 с.
программа дошкольного Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в
образования» (пилотный детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика-
вариант) / Под ред. Синтез, 2015. – 112 с.
Н.Е.Вераксы, Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в
Т.С.Комаровой, детском саду. Старшая группа. – М.: Мозаика-
М.А.Васильевой. – 3-е Синтез, 2015. – 128 с.
изд., испр. и доп. — М.: Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, детском саду. Подготовительная к школе
2014. – 368 с. группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 112 с.
Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика.
Комплексы упражнений для занятий с детьми
3-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 128
с.
Борисова М.М. Малоподвижные игры и
игровые упражнения: Для занятий с детьми 3-7
лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 48 с.
Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр.
Для занятий с детьми 2-7 лет / авт.-сост.
Э.Я.Степаненкова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,
2015. – 144 с.

Программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в возрасте от 1,5 до 7 лет в различных видах общения и деятельности с учетом возрастных,
индивидуальных психологических и физиологических особенностей детей.

Характеристика взаимодействия педагогического
коллектива с семьями воспитанников

Отношения МБДОУ № 36 г. Салавата с родителями (законными представителями) определяются договором о сотрудничестве, который заключается при приеме ребенка в ДОО.
Взаимодействие с семьями воспитанников строится на основании сотрудничества, взаимопонимания; установлении партнерских отношений, объединении усилий для развития, создания атмосферы общности интересов, активизации и обогащении воспитательных умений родителей.
При этом решаются приоритетные задачи:
 Изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка (с учетом единства требований).
 Повышение компетентности и осуществление поддержки родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, развития и образования детей, охраны и укрепления их здоровья.
 Создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности, в жизни ДОУ.
.
Цели и задачи партнерства с родителями (законными представителями).
Семья является институтом первичной социализации и образования, который оказывает большое влияние на развитие ребенка в раннем и дошкольном возрасте.
Поэтому педагоги учитывают в своей работе такие факторы, как условия жизни в семье, состав семьи, ее ценности и традиции, а также уважают и признают способности и достижения родителей (законных представителей) в деле воспитания и развития их детей.
Тесное сотрудничество с семьей делает успешной работу ДОО. Только в диалоге обе стороны могут узнать, как ребенок ведет себя в другой жизненной среде. Обмен информацией о ребенке является основой для воспитательного партнерства между родителями (законными представителями) и воспитателями, то есть для открытого, доверительного и интенсивного сотрудничества обеих сторон в общем деле образования и воспитания детей.
Взаимодействие с семьей в духе партнерства в деле образования и воспитания детей является предпосылкой для обеспечения их полноценного развития. Партнерство означает, что отношения обеих сторон строятся на основе совместной ответственности за воспитание детей. Кроме того, понятие «партнерство» подразумевает, что семья и детский сад равноправны, преследуют одни и те же цели и сотрудничают для их достижения. Согласие партнеров с общими целями и методами воспитания и сотрудничество в их достижении позволяют объединить усилия и обеспечить преемственность и взаимодополняемость в семейном и внесемейном образовании.
Особенно важен диалог между педагогом и семьей в случае наличия у ребенка отклонений в поведении или каких-либо проблем в развитии. Диалог позволяет совместно анализировать поведение или проблемы ребенка, выяснять причины проблем и искать подходящие возможности их решения. В диалоге проходит консультирование родителей (законных представителей) по поводу лучшей стратегии в образовании и воспитании, согласование мер, которые могут быть предприняты со стороны Организации и семьи. Педагоги поддерживают семью в деле развития ребенка и при необходимости привлекают других специалистов и службы (консультации психолога, логопеда, ст.медсестры и др.).
Таким образом, ДОО занимается профилактикой и борется с возникновением отклонений в развитии детей на ранних стадиях развития. Уважение, сопереживание и искренность являются важными позициями, способствующими позитивному проведению диалога. Диалог с родителями (законными представителями) необходим также для планирования педагогической работы. Знание педагогами семейного уклада доверенных им детей позволяет эффективнее решать образовательные задачи, передавая детям дополнительный опыт.
Педагоги, в свою очередь, также делятся информацией с родителями (законными представителями) о своей работе и о поведении детей во время пребывания в ДОО.
Родители (законные представители), как правило, хотят знать о возможностях сотрудничества, способствующего адаптации ребенка, его развитию, эффективному использованию предлагаемых форм образовательной работы. В этом случае ситуативное взаимодействие способно стать настоящим образовательным партнерством.
ДОО может предложить родителям (законным представителям) активно участвовать в образовательной работе и в отдельных занятиях. Родители (законные представители) могут привнести в жизнь ДОО или группы свои особые умения, пригласить детей к себе на работу, поставить для них спектакль, организовать совместное посещение музея, театра, помочь с уборкой территории и вывозом мусора, сопровождать группу детей во время
экскурсий и т. п.
Разнообразные возможности для привлечения родителей (законных представителей) предоставляет проектная работа. Родители (законные представители) принимают участие в планировании и подготовке проектов, праздников, экскурсий и т. д.
Важной стороной образовательного процесса нашей дошкольной организации МБДОУ № 36 г.Салавата является взаимодействие педагогов с родителями воспитанников, которые, с одной стороны, являются непосредственными заказчиками образовательных услуг, с другой — обладают определенным педагогическим потенциалом и способны обогащать воспитательно-образовательный процесс положительным семейным опытом.
Педагогический коллектив строит свою работу по воспитанию и развитию детей в тесном контакте с семьей. С целью включения родителей в образовательный процесс проводятся традиционные совместные мероприятия, на которых родители имеют возможность познакомиться с успехами своего ребенка, быть активными ее участниками.
Ведущие цели взаимодействия ДОО с семьей — создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Сотрудники признают семью как жизненно необходимую среду дошкольника, определяющую путь развития его личности. Задача коллектива — установить партнерские отношения, объединить усилия для развития, создать атмосферу общности интересов, активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Пространство семьи:
— занятия с ребенком по собственной инициативе;
— досуги, организуемые вне стен организации;
— организация среды для свободной жизнедеятельности;
— помощь организации.
Единое образовательное пространство ДОО:
— родительские собрания;
— родительские гостиные;
— совместная деятельность на основе метода проектов;
— индивидуальное консультирование;
— медико-психологическое и социально-педагогическое со-провождение;
— индивидуально-коррекционная работа;
— досуговая деятельность;
— интеграция продуктов творчества детей и взрослых в соци¬альный контекст ДОО.
Способы и формы взаимодействия с семьей
Участие родителей Формы участия Периодичность
В проведении мониторинговых исследований Анкетирование
Социологический опрос
Родительская «Почта доверия» 3-4 раза в год
По мере необходимости
В создании условий
Участие в субботниках по благоустройству территории
Помощь в создании и пополнении развивающей предметно-пространственной среды, обновлению костюмов, атрибутов для театрализованной деятельности детей
Оказание помощи в ремонтных работах 2 раза в год
По мере необходимости

В просветительской деятельности, направленной на повышение
педагогической культуры,
расширение информационного поля родителей Наглядная информация (стенды, папки-передвижки, семейные и групповые фотоальбомы)
Фоторепортажи «Из жизни группы»
Консультации, семинары, семинары-практикумы, конференции
Распространение опыта семейного воспитания
Родительские собрания
Информационные брошюры, буклеты, листовки, плакаты, презентации, пособия
Образовательная деятельность совместно с родителями
Работа электронного сайта ДОО (раздел «Для Вас, родители!») 1 раз в квартал

Обновление постоянно

По годовому плану
1 раз в квартал

Постоянно
По годовому плану
В воспитательно-образовательном процессе ДОО, направленном на установление сотрудничества и партнерских отношенийс целью вовлечения родителей в единое образовательное пространство Дни открытых дверей
Дни здоровья
Совместные праздники, развлечения.
Участие в творческих выставках, смотрах-конкурсах
Мероприятия с родителями в рамках проектной деятельности
1 раз в год
1 раз в квартал
1 раз в квартал
По годовому плану
По плану

Работа с социально-неблагополучными семьями
В МБДОУ № 36 г. Салавата данная работа осуществляется в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», приказом Минобразования РФ № 636 от 22.10. 1999 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации», и договором с Учредителем.
С детьми из этих семей проводятся следующие мероприятия:
• диагностика психического развития;
• коррекция отклонений в эмоционально-познавательном развитии;
• общеразвивающие занятия и мероприятия в соответствии с программой обучения воспитания в ДОО.
С родителями социально — неблагополучных семей проводятся следующие мероприятия:
• посещение семей, с целью выявления условий жизни детей;
• анкетирование;
• мониторинг детско-родительских отношений;
• беседы с родителями на темы детско-родительских отношений;
• консультации специалистов по вопросам воспитания детей;
• вовлечение родителей в педагогический процесс ДОО, через выполнение поручений и заданий педагогов и родительского совета.
Информация о работе с детьми, находящимися в тяжелой жизненной ситуации, поступает в городской отдел опеки и попечительства ГО г.Салавата Республики Башкортостан.
Основными принципами сотрудничества являются:
1. Установление интересов каждого из партнера.
2. Совместное формирование целей и задач деятельности в интересах гармоничного развития ребенка.
3. Осознание своей роли, статуса в обществе, оценка своих возможностей по решению проблем.
4. Выработка четких правил действий в процессе сотрудничества.
5. Значимость социального партнерства для каждой из сторон.
Приоритетным направлением сотрудничества является:
— создание условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;
— сохранение и укрепление здоровья детей,
— формирование основ базовой культуры личности, творческого потенциала воспитанников;
— подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Основные формы организации социального партнерства:
Совместные мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья, формирования здорового образа жизни: спортивные праздники, участие в городских конкурсах по изучению ПДД и профилактике ДДТТ.
Коллективно-творческие мероприятия: участие в выставках детского творчества, в различных конкурсах.
Информационно-просветительские мероприятия: проведение мероприятий с родителями с привлечением специалистов ОГИБДД, культуры, здравоохранения, трансляция положительного имиджа ДОО через средства массовой информации.
Взаимодействие с социальными партнерами создает благоприятные возможности для обогащения деятельности в ДОО, расширяет спектр возможностей по осуществлению сотрудничества с социокультурными учреждениями в рамках разностороннего развития воспитанников.

 

Основная Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ № 36 г. Салавата